ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Подводные лодки типа "Д" были первенцами советского подводного кораблестроения. Их конструкция оказалась весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным они не уступали зарубежным образцам.

Строительство лодок велось серийно, без предварительной отработки головного образца. Одновременно с постройкой разрабатывались рабочие чертежи.

Субмарины типа "Д" предназначались для действий на открытых морских театрах, им отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в конструктивных особенностях подводного корабля.

Лодки были двухкопусными, с клепанным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок делили прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок расчитывалась на максимальную глубину погружения - 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми лазами с быстрозакрывающимися с помощью специального привода дверями (на фотографии справа). Входные люки имели двойной запор (сверху и снизу) и выступающий внутрь отсека удлиненный комингс (шахту). Когда возникали аварийные ситуации и лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.

Впервые в отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления лодкой. Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредотачивались в центральном посту. Нововведением являлась и установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта, кингстоны которых распологались в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости. В систему главного балласта входили концевые и палубные цистерны.
(На фотографии слева - манипуляторы пневматичеких приводов клапанов вентиляции цистерн; над ними расположен пульт контроля положения этих клапанов с ламповыми указателями)

Аккумуляторные ямы выполнялись гермитическими, с проходом посередине. Их высота позволяла иметь доступ к крышкам баков аккумуляторов, расположенных по обе стороны от прохода. В результате подъема палубного настила значительно уменьшился объем помещений с установленными в них механизмами, системами и устройствами. Повышение центра тяжести отразилось на остойчивости лодок - метацентрическая их высота получилась около 30 см.

Основной топливный запас, как и на всех лодках последующих серий, размещался вне прочного корпуса. С одной стороны, это позволило увеличить дальность плавания, с другой, - как показал опыт войны, не обеспечило лодке скрытность в случае нарушения герметичности цистерн, поврежденных глубинными бомбами.

В 1938-1941 годах все лодки серии "Д" прошли капитальный ремонт и модернизацию. В частности, была изменена конфигурация рубки. 100-мм орудие, затрудняющее обзор, особенно на швартовках, и стесняющее и без того узкий мостик, установили на палубе надстройки. Это несколько уменьшило размах бортовой качки, увеличило остойчивость. Серьезной реконструкции подверглись также корпус и механизмы.



  Copyright © 1999, 2000 Виктор Егоров