Проект 627 "Ленинский комсомол"

(по классификации НАТО "November")

Первым в истории боевым кораблем с ядерной энергетической установкой была американская АПЛ "Наутилус", вступившая в строй 22 апреля 1955 г. Советским конструкторам пришлось догонять "вероятного противника", хотя к эскизным проработкам подводного атомохода сотрудники ленинградского специального КБ N143 (ныне "Малахит") под руководством В.Н.Перегудова приступили еще в феврале 1953 г. Главным конструктором силовой установки назначили директора НИИхиммаша академика Н.А.Доллежаля, постройкой турбин занимался М.А.Казак с Кировского завода, электродвигатели и генераторы создали на "Электросиле", специалисты ЦНИИ металургии и сварки изготовили особо прочную корпусную сталь, в сугубо авиационном ЦАГИ рассчитали удобообтекаемый торпедообразный корпус.

22 октября 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве серийных атомоходов: головного по проекту 627, остальных двенадцати - 627А.

Головную лодку К-3 "Ленинский комсомол" заложили 24 сентября 1955 г. на стапеле завода N402 в Северодвинске.

9 августа 1958 г. ее спустили на воду, а 1 июля на ней подняли флаг и приступили к ходовым испытаниям.

Во время пробега на мерной миле неожиданно выяснилось, что при 60% нагрузке силовой установки скорость полного хода под водой достигала 23,3 узла против расчетных 20. При полной же мощности скорость доходила до 30, тогда как американские противолодочные корабли выжимали от силы 24 узла!

На счету первого советского подводного атомохода было немало дальних походов. В одном из них К-3, которой тогда командовал капитан 2-го ранга Л.М.Жильцов, 22 июля 1962 г. всплыла на Северном полюсе (на снимке справа). В 1966 г. К-133 проекта 627А вместе с ракетоносцем К-116 проекта 675 совершили кругосветное плавание, преодолев, не всплывая на поверхность, около 25 тыс. миль.

В целом подводные лодки проекта 627 оказались удачными. Но не обошлось и без трагедий. 8 сентября 1967 г. во время несения дежурстве в Норвежском море, на К-3 вспыхнул пожар в первом и втором отсеках, унесший жизни 39 подводников.

Вторые сутки пожара на К-8 в Бискайском заливе. Оставшийся экипаж эвакуирован на верхнюю палубу перед рубкой. Снимок сделан с американского разведывательного самолета.
8 апреля на К-8, возвращавшейся с учений "Океан", в третьем (центральный пост) и восьмом отсеках почти одновременно начался пожар. Через 6 минут лодка всплыла. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная зашита реакторов, лодка осталась без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. Центральный пост и все прилегающие к нему отсеки были загазованы продуктами горения. В результате пожара в восьмом отсеке были загазованы кормовые отсеки, оставшийся экипаж эвакуирован на верхнюю палубу лодки и на корабли, подошедшие на помощь. Кормовые цистерны главного балласта в процессе борьбы за живучесть неоднократно продувались для выравнивания дифферента и поддержания плавучести. К 10 апреля был израсходован запас сжатого воздуха. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. К вечеру 10 апреля часть экипажа была эвакуирована на суда сопровождения. Утром 11 апреля в 6.20 в результате потери продольной остойчивости лодка затонула на глубине 4680 метров. В катастрофе погибло 52 человека.

Еще на трех других лодках этого проекта по разным причинам приходилось менять реакторные отсеки.

К 1991 году значительная часть подводных лодок проекта 627 была уже списана. Еще в 1989 г. сотрудники "Малахита" разработали проект превращения лодки К-3 "Ленинский комсомол" в корабль-памятник. Вкачестве места почетной стоянки рассматривались: Северодвинск, Североморск, Санкт-Петербург и Кронштадт. В 1996 г. первый советский атомоход, давно разоруженный и обслуживаемый сокращенным экипажем, все еще стоял у причала в губе Гремиха, и судьба его оставалась не определенной...


Техническое знакомство с лодками проекта 627.
( Большое количество иллюстраций потребует некоторого времени на загрузку. )

Сделать запись в "Бортовом журнале"
( Написать свой отзыв или указать на замеченные неточности в материале. )

Вернуться на SUB.ATOMLINK.RU
( На главную страницу сайта ОСМОТРЕТЬСЯ В ОТСЕКАХ ! )

Copyright © 1999, 2000 Виктор Егоров